ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СПЕКЦИАЛЬНОГО КУРСА
Раннее музыкальное развитие ребенка
Срок обучения 1 год
для детей 4 – 6 лет
Дошкольный возраст 4-5 лет – благоприятный период в развитии и воспитании музыкально-эстетических навыков. Знакомство с музыкальными звуками и первыми теоретическими понятиями дети получают на уроках сольфеджио. Педагог воспитывает в детях любовь к музыке, основанной на народно-песенном фольклоре, детской классике русской и современной; развивает музыкальные способности: слух, память, ритм, голос.
Программа подготовительного курса включает следующие разделы:
- вокально-интонационные навыки;
- воспитание метро ритмического восприятия;
- умение слышать и слушать;
- знакомство с простейшими элементами музыкальной речи.
Все разделы должны быть в тесной связи между собой и представлены в игровой форме, свойственной детям дошкольного возраста. Теоретические знания (мажор, минор, интервалы и т.д.) должны быть обязательно подкреплены практическими упражнениями, которые вырабатывают у учащихся слуховые представления.
За подготовительный курс учащиеся должны:
- научиться, чисто интонировать звуки или небольшие фразы, сыгранные на инструменте или пропетые педагогом;
- уметь прохлопать несложный ритм в музыкальном произведении, который выучили на уроке, узнавать по ритму песенку;
- уметь двигаться под музыку, чувствовать характер произведения, маршевые или танцевальные настроения;
Задания должны быть доступными и небольшими по объему. Это могут быть задания:
- спеть песенку со словами;
- прохлопать ритм;
- загадывать несложный ритм упражнения из мультфильмов друг другу, что развивает внутренний слух детей.
Постоянная работа с группой, основанная на чередовании разных разделов урока в игровой форме позволяет осуществить опрос учащихся на каждом уроке, повторить и закрепить пройденное. Важным разделом урока является слушание музыки, песенок, которые затем исполняются. Это способствует возможности приблизить пение учащихся к услышанному образцу.
В подготовительных группах важна наглядность: проигрывание мелодий или упражнений на инструменте, работа с карточками. Картинки, сказочные сюжеты помогают детям лучше понять музыкальный образ, дать его характеристику и постараться исполнить его (спеть или прохлопать).
На уроках в подготовительных группах велика роль ритмических музыкальных инструментов: ложки, бубен, кастаньеты, коробочки, погремушки. В ходе урока каждый ребенок может поиграть на любом инструменте. Нередко получается ритмическая импровизация, что особенно нравится детям.
Хорошим помощником являются взрослые, которые закрепляют дома пройденное в классе. Повторяя задание, дети чувствуют увереннее, это повышает эмоциональный уровень урока.